В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.  П. Валери

 

     Биологический музей
     Работа с юннатами в Хейванской средней школе № 2 велась с 50-х годов, но официально биологический музей школы был зарегист­рирован и открыт в 1963 году, руководитель музея - преподаватель биологии Татьяна Кирилловна Рашевская
. Основанию музея положило начало выделение классного помещения под биологический кабинет.

    В его создании первоначально участвовал небольшой актив юннатов, в дальнейшем он разрастался и пополнялся. В музее имелось множество различных экспонатов. Экспонаты музея, сделанные руками юных натуралистов, рассказывали о природе не только причерноморской полосы, но и других краев Советского Союза.

   Материал для экспонатов члены кружка собирали во время однодневных экскурсий и многодневных походов по родному краю, а также использовались объекты пришкольно-опытного участка. Но самое инте­ресное - то, что прислали нам наши бывшие ученики. Например, рак-омар прислан бывшим юнатом с Тихого   океана, где он проходил военную службу моллюсков прислали выпускники школы из Сибири, хлопок и растения пустыни из Средней Азии прислали хлопкоробы, бывшие ученики, переехавшие в Туркмению и Узбекистан на жительство кораллы, морские ежи, морские звезды, голотурии привезены с Кубы бывшими юннатами - теперь моряками и вертолетчиками.  

     В июне 1964 года юннаты принимали участие в четвертой Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников. Маршрут проходил через Хейвани, Адлер, Красная поляна, Хребет Ачишхо, Аибгинский водопад, минеральные источники. Это был десятидневный поход, в котором ребята собрали гербарий альпийский, субальпийсной и лесной Зон Западного Кавказа; разнообразные лищетники, коллекции насекомых.

    В октябре 1966 года совершили однодневную экскурсию в Хостенскую тисо-самшитовую рощу. Здесь познакомились с реликтовыми растениями Кавказа третичного периода, и собрали гербарий этих растений.

    В июне 1967 года совершили шестидневный поход по маршруту Хейвани–Адлер–Аибга с целью изучения растительного и животного мира в районе альпийских лугов. Собрали гербарий лекарственных растений. 

   В походах ребята делали интересные открытия, ценные для науки, наблюдали, изучали, исследовали; со школьной скамьи готовя себя к исследовательской работе. Собрали и оформили в витринах материал по голосеменным растениям Кавказа (хвойные, гинговые, саговники, магнолиевые, эвкалиптовые). Оформили витрину: «Цветная древесина растений Кавказа».

     Большой отдел в музее занимали представители черноморской фауны (беспозвоночные) и флоры. Так, постепенно, кабинет биологии обогащался все новыми и новыми объектами и со временем превратился в биологический музей с богатой экспозицией, в том числе и краеведческого характера.

    В 1976 году после ухода па пенсию Рашевской Т.К. руководила музеем: Варман Лидия Анатольевна, бывший член кружка юннатов. Под ее руководством созданы новые экспозиции: ботаническая и зоологическая. В первой - изготовлена панорама «Реликтовые растения Кавказа», «Горка кактусов», «Декоративные стенки растений», во второй – «Морское дно», «Природный уголок нашего леса», «Птицы у гнезд», «Утро в лесу», коллекция насекомых, чучела птиц. Экспозиция ботанического отдела занимала 60 кв. метров, а зоологического - 40 кв. метров. Юннаты вели научную работу: наблюдения за растениями и животными, птицами и насекомыми» Записывали свои наблюдения о работе с нутрией, о собаках, о бронзовке, о бабочках, о кроликах, о тутовом шелкопряде, о серой, горной кавказской медоносной пчеле. 

     В июне 1979 г. директор музея Миналян Жанна делилась опытом работы с юннатами Союза на ВДНХ в городе Москве. Не раз за активную работу и участие в мероприятиях, проводимых в республике, юннаты награждались грамотами и дипломами, поездками по республике.

      Многие из бывших юннатов школы избрали себе профессию биолога, врача, химика, технолога, животновода, агронома.

    Во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. музей пришел в упадок и практически был разорен. В настоящее время о работе  Биологического отдела музея мы можем узнать, только из сохранившихся фотоматериалов и документов.